Экспресс, елки-палки!
Число сетей быстрого питания растет с завидной быстротой. Однако не все ниши еще заполнены игроками, имеющими известные торговые марки. Впрочем, этот рынок понять вообще трудно: ясно, что он растет, но в какую сторону? Может быть, надо придумывать экзотические рецепты, а, может быть, просто налаживать менеджмент и удешевлять продукцию? Разные решения скоро будут конкурировать между собой прямо на наших глазах.
Помнится году в 1998, я брал интервью у одного из сотрудников компании "Деловая Русь". Занималась та компания среди прочего и продажей тележек для уличной торговли едой: сосисками в тесте (не поворачивается язык, простите, рука назвать их хот-догами) и прочих "колбасных обрезок", как называли подобные деликатесы в стародавние времена. Менеджер с энтузиастам рассказывал о том, как быстро окупаются эти тележки. "Буквально через месяц-полтора, - захлебываясь от восторга, говорил он, - клиент приезжает за новыми тележками на новой собственной машине". Ну о старом-то что говорить… Сосисками и сейчас у метро торгуют, возможно, бизнес это и неплохой. Но былой динамики, судя по всему нет. Другие времена – другие песни. Какие же? Давайте пройдемся по московским улицам и посмотрим.
Прежде всего уличная торговля едой ушла под крышу. Не знаю, как насчет "крыши", но вот под крышу – точно. Этому есть две причины. Во-первых, с неба то ли дело что-то падает, капает и льет. И тут ничего не поделаешь – климат-с. Но если раньше главное было – найти и съесть, то сейчас – съесть с удобством. Слово "найти", как легко видеть, куда-то пропало. Видимо, "Деловая Русь" и другие поставщики тележек сработали на совесть.
Вторая причина прозаичней. О нас, грешных, заботится Московское Правительство. Мало того, что давно уже исчезла как массовое явление "торговля с газетки", мало того, что поднялась рука на коммерческие ларьки, превратившиеся волею постановлений в торговые павильоны, но и сами эти павильоны вот-вот исчезнут из мест с наибольшим трафиком, т.е. их отодвинут от выходов из метро.
Дальше – больше. Избавить москвичей от некачественной пищи намерены сотрудники Госсанэпиднадзора. Приобрести чебурек или салат теперь можно будет только в тех палатках, где есть водопровод и канализация. Как заявил главный санитарный врач Москвы Николай Филатов, требования к уличной торговле было решено сделать более жесткими в связи с новыми нормами гигиены. Основания такого шага – борьба с кишечными инфекциями и с антисанитарией, которую вынуждены разводить и поддерживать уличные торговцы, работая в "полевых" условиях.
Кстати о чебуреках. Газета "Бизнес" утверждает, что в сегменте "быстрой еды" (она же фаст-фуд) серьезную конкуренцию традиционным рецептам вот-вот составит или уже составляет восточная кухня. Правда, это смотря что считать "восточной". Уже упомянутые продавцы, по-московски, шаурмы, а, по-питерски, шавермы, достаточно плотно заняли сегмент уличной торговли. Прочей азиатской, а, точнее, японской кухне остались лишь рестораны быстрого и не очень питания. Будут ли они всерьез востребованы – большой вопрос. Ведь основа той же японской кухни – свежая рыба. Москва, конечно, порт пяти морей, но не до такой же степени. Так что, скорее всего, развитие этого формата ограничится уже имеющимися заведениями, причем без большой перспективы регионального развития.
Однако угроза может придти совсем с другой стороны. На рынке фаст-фуда уже присутствует несколько серьезных игроков и ожидается приход новых. Как сообщает та же газета "Бизнес", владелец сети пиццерий Pizza di Roma и Pizza Cono компания ConoItalia планирует в ближайшие четыре года открыть в России 379 ресторанов. Это серьезная заявка от серьезной компании. Ее безусловное преимущество – большие финансовые возможности, отсутствие необходимости быстрой окупаемости проекта. Но есть и недостатки. Они, на наш взгляд, заключаются, как это ни странно, в самом формате. Считается, что в России существует большой спрос на итальянскую кухню вообще и на пиццу в частности. Рискнем утверждать, что секрет успеха (или неуспеха) не в этом. Просто в свое время было завезено соответствующее оборудование для ее производства, много сделали для развития категории и первые игроки, такие как "Сбарро". Но это еще не означает, что новым участникам рынка обеспечена легкая жизнь.
Все зависит от того, насколько удачно новые игроки смогут "попасть в формат", успешно реализовать оргаизационную часть проекта и развить собственный бренд. Пока известно, что "Pizza Cono имеет три формата: mobile concept (тележка), сorner (отдельная секция для торговых центров площадью 6-24 кв. м) и формат фуд-кортов (площадью 20-40 кв. м). При этом стоимость франшизы составляет $1,5 тыс., $4,5 тыс. и $9 тыс. соответственно. Оборудование, технологии, полуфабрикаты полностью закупаются у франчайзера и доставляются в Москву из Испании. За счет формы, простоты организации торговой точки и невысокой стоимости предложения Leeds планирует продать 128 франшиз. Средний чек в "мобильной" Pizza Cono составит $1-2, срок окупаемости франшизы - около года. В России Pizza di Roma будет представлена в двух форматах: ресторан с площадью 100-250 кв. м и формат фуд-корта - 40-100 кв. м. По данным Leeds, объемы инвестиций в каждую точку составят порядка $150-200 тыс. без учета затрат на помещение. Средний чек в Pizza di Roma составит $5, срок окупаемости - до трех лет." (источник – газета "Бизнес").
Таким образом, можно констатировать, что испанская компания, занимающаяся созданием этой сети, не собирается конкурировать в дешевом формате (mobile concept) с многочисленными, но по большей части безымянными покупателями тележек "Деловой Руси", предпочитая им хорошо организованных противников. Смогут ли зарубежная компания наладить диалог с местными франчайзи – большой вопрос. Еще один вопрос в том, кто и в каких количествах будет платить за продвижение нового бренда. Скорее всего, рекламная поддержка, как и величина торговых кредитов на поставку оборудования станет "вечной" темой на переговороах партнеров. Но главным камнем преткновения может стать менеджмент, недаром ему уделяют большое внимание в тех же "Ростиксе" и "МакДональдсе". Но там вся сеть заведений управляется одной компанией, здесь же ситуация иная. А стало быть иным будет и контроль за соблюдением стандартов обслуживания, да и сами стандарты могут измениться под влиянием "обстоятельств непреодолимой силы", т.е. отечественной ментальности.
И, наконец, последний вопрос - насколько будет размыт новый бренд? Скажем, "Меленка" сегодня встречается, как в формате "фуд-корта", так и отдельных передвижных вагончиков (тонаров). И уже это создает проблему у потребителя: все-таки уличная торговля – это совсем другая товарная категория. Между тем, как показывает пример "Ростик Ресторанс" даже несколько заведений под одной крышей, выполненных в разных форматах (кофейня "Моко-Локо" и "американский ресторан "Фрайджис", "Ростик" и "ЭлПатио"), достаточно успешны, судя по высокой наполняемости. Подобного рода построение создает тот самый необходимый потребителю "ассортимент форматов". И каждый из них, заметим, имеет собственное название.
В этом плане любопытна разница представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо у таких известных профессионалов, как владелец сети "Елки-палки" Аркадий Новиков и владелец "Пушкина" Андрей Деллос. Как сообщает "КоммерсантЪ", Новиков собирается создать новую сеть в формате фаст-фуда под названием "Елки-палки Экспресс". Деллос же, создавая собственную сеть быстрого питания, не стал включать в ее название имена известных собственных ресторанов, дав ей новое имя - "Му-Му". Впрочем, надо признать, что и "ПушкинЪ" все же значительно отличается по формату от "Елок-палок".
Будет ли помогать старое название новому бренду, не создаст ли оно путаницу в головах посетителей – большой вопрос. Как, впрочем, и любой аналогичный, связанный с созданием зонтичного бренда
Advertology.Ru
12.04.2005
Комментарии
Написать комментарий