Риски и возможности

Цена свободы

"Тьма, пришедшая с Капотни, накрыла десятимиллионный город", - так выразился ведущий вечерних новостей НТВ о произошедшем в прошлую среду каскадном отключении электричества в Москве. Известно, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так о чем, собственно, гремело? Проблема гораздо шире, чем неполадки в электрических сетях…

И поделилась Москва надвое. И остался на Севере свет, и
погрузился Юг во тьму. И когда на Севере люди ездили в
метро, воспитывали детей и смотрели телевизор, на Юге
грели воду на кострах, ходили пешком на большие
расстояния и охотились на электриков. Так возникли
Воины Света и Воины Тьмы. И длилось это тысячи лет...
Из народного эпоса

Михаил Ходорковский в своей колонке в журнале "Большой город" в № 9'2005 пишет: "Свобода – это неотчуждаемый признак человека, такой особый предмет, который или есть – или его нет. Если человек критически зависим от чего бы то ни было внешнего, находящегося вне его личности, он уже несвободен. А зависимость может быть любой – от водки или героина до собственного тщеславия или денег"… Если следовать этому определению, то ситуация с отключением света в Москве продемонстировала отсутствие свободы горожан от… самого города. Впрочем, как известно, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Однако все ли связи с этим обществом нужны человеку? Согласен ли он платить за них как в прямом, так и в переносном смысле? Разумеется, мы не будем здесь глубоко внедряться в общекультурный контекст и ограничимся лишь связями отдельного человека и фирмы, как элементов бизнес-среды, с этой самой средой. Позволим себе опустить описание самого, события, послужившего, собственно, информационым поводом этой статьи. Оно, т.е. каскадное отключение большого количества потребителей электроэнергии или "блэкаут", уже многократно описано. Не будем мы и разбирать технические подробности случившегося, и состояние с инвестициями в "РАО ЕЭС". И уж тем более не будем сопоставлять случившееся в Москве с похожим, но гораздо более масштабным событием двухлетней давности,произошедшим в США. Итак, если абстрагироваться от деталей – что же произошло?

Произошла совершенно простая вещь: возник обычный страховой случай. Такие ситуации происходят постоянно и весь "шум" вызван исключительно масштабностью события. Мы перестали замечать свою зависимость от наличия некоторых базовых ресурсов, и нам напомнили, что таковая существует.

Говорят, что человек не замечает своего дыхания и вспоминает об этом только во время болезни, связанной с дыхательной системой. Абсолютно то же можно сказать и про любую систему жизнеобеспечения человека и – развивая аналогию, фирмы. И тут есть ловушка. Научно-технический прогресс или, если угодно, развитие западной цивилизации имеет по сути две основные цели: уменьшение зависимости человека от природы и облегчение условий его существования.

Иногда созданием какого-то технического устройства достигаются обе эти цели. Примеров сколько угодно. Водопровод предназначен для облегчения использования такого важного ресурса, как вода. Телефон – для облегчения коммуникаций. Электричество – для уменьшения зависимости от внешней среды. И так далее. Но, уменьшив эту зависимость, мы немедленно образуем новую – от этого самого средства "облегчения" или "уменьшения". Ну как тут не вспомнить историю! Славяне призвали Рюрика сотоварищи для защиты своих рубежей и немедленно попали под власть своих же защитников. Про аналогичные, но не столь общеизвестные примеры новейшей истории умолчим, они несомненно известны каждому читателю. Первые выводы, которые можно сделать из подобных историй, кажутся банальными: риски следует страховать, все системы обеспечения важными ресурсами – дублировать. Собственно, так и делается, правда, обычно на интуитивном уровне. Все дело в оценке рисков. Скажем, последний пример с отключением электричества показал, что этот риск рассматривался почти всеми без исключения как ничтожный, а потому никаких мер по его минимизации не предпринималось. В то же время, скажем, во Владивостоке, где жители постоянно сталкивались с подобными отключениями, во многих квартирах есть альтернативные источники тепла и света (газовые плитки, свечи, аккумуляторы). Это позволяет продержаться достаточно долго без заметного ухудшения уровня жизни. Да что Владивосток! В небольших поселках с изношенными системами электро-и водоснабжения, отключения происходят настолько регулярно, что непонятно какое именно состояние следует считать "обычным".

Жители не ропщут (о долготерпение нашего народа!), запасают воду в баках, муку в мешках, хранят продукты в погребах и держать печи, печки и запасы дров в состоянии постоянной готовности. Человек вообще адаптируется достаточно быстро. Если понимает угрозы. Но всегда ли их понимают фирмы? Выявление внешних угроз – это один из элементов SWOT-анализа. Однако всегда ли он производится с необходимой частотой (ситуация часто изменяется весьма быстро) и с необходимой полнотой, т.е. системностью? Ведь именно системный подход может легко выявить риски, не вполне очевидные на интуитивном уровне. Вот один из примеров. Зависимость покупателя от поставщика редко считается сильной, значимой. В самом деле: предложений обычно больше, чем покупателей. Взять хотя бы рынок хлебобулочных изделий. Хлебокомбинаты давно забыли что такое дефицит муки, именно они выбирают поставщика, но не наоборот. Это рынок покупателя. Однако качество хлебобулочных изделий во многом зависит от качества сырья, т.е. в первую очередь муки. При этом особенно важно даже не столько "качество", сколько "стабильность свойств". Современная техника позволяет подстроиться и компенсировать многие недостатки сырья, однако постоянная перестройка оборудования (технические подробности мы с позволения читателей опустим) существенно затрудняет производственой процесс. И если свойства сырья нестабильны, то с таким поставщиком предпочитают расстаться. Но кто же скажет покупателю, что свойства продукта изменились (в пределах норм, разумеется!), если сам он не следит за ритмичностью работы своих поставщиков и за возникающими у них серьезными проблемами? Никто не скажет и обижаться будет не на кого. А следить надо, и это совсем нетрудно сделать.

Другой пример из "совсем другой оперы": выполнение исследований субподрядной организацией. Необходимо знать – есть ли перегрузка у исполнителя, может ли он уделить этой работе достаточное количество ресурсов. Если такая перегрузка есть – то уровень контроля за исполнителем, включая и полевой контроль, должен быть усилен. Почему речь идет именно об исследованиях? Потому что именно в этой области, как ни в какой другой, есть возможность "сэкономить на качестве", заполнив анкеты дома, вместо того, чтобы честно опрашивать респондентов. И неважно какая репутация у агентства-исполнителя. Раз есть ненулевой риск (а он есть!), он должен быть учтен. Хорошая репутация агентства лишь уменьшает этот риск, не более того.

И подобных примеров хватило бы на небольшую книгу. Но – предоставим читателям сделать соответствующий анализ своих рисков своими же силами. Заметим лишь, что любая попытка уменьшить те или иные риски обойдется фирме в совершенно конкретную сумму. Вот она-то и будет ценой свободы. Ну а о том, нужна ли такая свобода (впрочем, другой все равно нет) и какая предельная сумма может быть за нее заплачена, каждый должен судить сам. Ибо это есть предмет свободного личного или корпоративного выбора.

P.S. Интересно, что при возникновении форс-мажорных ситуаций появляются не только риски, но неожиданные возможности. Но об этом – в другой раз.

Дмитрий Фролов

31.05.2005

на печать


Комментарии

nipani
01.06.2005 15:29 | сообщение #1
 

Здравствуйте, Дмитрий!
Название Вашей рубрики уж больно хорошо. Жду примеров "перевёртышей" из рисков в возможности. Если будет в тему могу сообщить несколько соучаев из жизни.

Дмитрий Фролов
02.06.2005 7:30 | сообщение #2
 

Добрый день! Переход из рисков в возможности - это из темы кризисов. Тут возникает динамика событий с необходимыми комментариями разных участников событий. Обычно я это описываю в более "полномасштабных" статьях в бумажных журналах. С примерами всегда напряженка, так что буду благодарен. Пишите! df@sumail.ru

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.05.2024 - 19:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация