Новости

Интернет против забвения

Интернет против забвения

Интернет-компании и представители научного сообщества написали негативные отзывы на законопроект о «праве на забвение» и завтра будут просить о его смягчении. Однако значительных изменений в проект вносить не планируется.

11 июня представители IT-компаний и медиарынка посетят заседание комитета Госдумы по информационной политике, где попробуют донести до депутатов свою позицию по законопроекту о «праве на забвение». Этот документ обязывает операторов поисковых систем удалять ссылки на информацию о гражданах по их требованию. Перед заседанием профильной комиссии участникам рынка были разосланы письма с предложением написать свой отзыв о законопроекте: последний срок предоставления мнений — сегодня, 10 июня.

Законопроект о «праве на забвение» внесли в Госдуму 29 мая группа депутатов всех фракций во главе с двумя членами комитета Госдумы по информационной политике — эсэром Алексеем Казаковым и Вадимом Деньгиным (ЛДПР, первый заместитель председателя комитета). Если документ вступит в силу, граждане смогут требовать удалить ссылки на недостоверную, устаревшую (более трех лет) или «распространяемую с нарушением закона» информацию о них. В законопроекте есть исключения: поисковики не будут обязаны удалять ссылки на информацию о совершенных гражданами преступлениями, пока судимость не будет погашена или снята.

Другой законопроект, который те же депутаты внесли 29 мая, обязывает поисковики платить штрафы за отказ удалять ссылки. За отказ удалить информацию о гражданах по их запросу — 100 тыс. руб., по решению суда — до 3 млн руб.

Первый документ профильный комитет Госдумы рекомендует к рассмотрению на 16 июня, второй — на 15 июля. В распоряжении РБК оказался список компаний и организаций, которым комитет предложил прислать свои отзывы перед заседанием. РБК попросил их представителей рассказать о том, какие отзывы они отправили депутатам.

Законопроект на миллион

В число участников экспертного совета при комитете вошли как минимум 22 организации. Среди них — Rambler & Co, Mail.Ru Group, «ВКонтакте», Координационный центр национального домена сети интернет, Ru-Center, Высшая школа экономики, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Роскомнадзор, несколько федеральных СМИ и участников рынка электронной коммерции. В имеющемся у РБК списке не оказалось, к примеру, «Яндекса»: однако представитель интернет-поисковика Ася Мелкумова пояснила, что к ним комитет тоже обратился, и отзыв готовится. Ранее поисковик выступил резко против этого законопроекта в публичном заявлении. Впрочем, пример с «Яндексом» говорит о том, что экспертный список расширяется.
Положительный отзыв РБК обнаружил пока только один. За принятие законопроекта выступает Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). По словам ее директора Сергея Гребенникова, у пользователей должны быть права на размещение в сети только достоверной информации о них, потому что именно на пользователях интернет-бизнес делает деньги. Но и он отметил, что механизм нуждается в доработке: «Он должен устроить и общество, и бизнес».

Почти все остальные отзывы, с которыми ознакомился РБК, оказались негативными. В текущей редакции законопроект «может создать почву для злоупотреблений, когда лица будут требовать удаления нежелательной для них информации, которая при этом может представлять общественный интерес», пишет доцент департамента медиа НИУ ВШЭ Елена Шерстобоева. Она подчеркивает, что поправки противоречат принципу свободы СМИ, изложенному в Конституции, и могут давать «охлаждающий эффект» на свободу слова. В действующем законодательстве уже есть нормы, по которым противозаконная информация (нарушающая неприкосновенность частной жизни, клевета) может быть удалена. «Необходимости вносить изменения в Гражданско-процессуальный кодекс РФ также не видим», — заключила Шерстобоева.

Критикует законопроект и Координационный центр национального домена сети интернет. В центре считают, что если поисковики обяжут удалять ссылки по запросам граждан, то им нужно каким-то образом возместить затраты на изменение алгоритма системы. Начальник юридического отдела центра Сергей Копылов замечает, что алгоритм поисковика полностью автоматизирован: поисковик является сервисом, который лишь дает возможность найти ресурсы с персональными данными, а не удалять их. Копылов не взялся оценить масштаб затрат, которые потребуются интернет-поисковикам на перестроение.
По словам основателя cистемы статистики Openstat Леонида Филатова, для соблюдения законодательной нормы поисковикам придется потратить миллионы долларов. «Объем затрат колоссальный: придется делать автоматическую систему для реагирования на запросы, которые посыпятся в промышленном масштабе, и организовывать службу для обработки запросов»,— поясняет Филатов. Для строительства автоматической системы, скорее всего, придется нанимать новых сотрудников, иначе придется отвлечь от текущих задач уже работающих, добавил он.

Задача принять

В Rambler & Co настаивают на внесении правок в законопроект, рассказал директор по внешним коммуникациям холдинга Матвей Алексеев. В первую очередь в пункт о том, что гражданин может требовать удаления ссылок и на достоверную информацию по истечении трех лет с момента ее появления. Алексеев не понимает, почему выбран именно такой период, и как будет идти отчет — с момента публикаций или с момента индексации поисковиком. Кроме того, Rambler & Co предложит прописать критерии недостоверной информации (такую информацию можно потребовать удалить в любое время, без срока). Он считает, что поисковики не нужно штрафовать за отсутствие реакции на обращения, или по крайней мере должен быть снижен размер финансовой ответственности. Руководитель совета основанного при поддержке администрации президента Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко говорит, что на заседании экспертного совета собирается «и интернет спасти, и граждан защитить. В Facebook 5 июня Клименко писал, что пункт о том, что ссылки из поисковиков убираются, а информация на первоисточниках остается открытой, и это «не лучшее решение». «Поисковики вынуждены часть достоверной информации убирать из индекса, что противоречит их изначальной концепции, но и граждане не получают «полного» забвения, ведь опытный пользователь интернета эту информацию, безусловно, найдет, приложив не самые большие усилия», — поясняет Клименко.

Часть компаний и организаций пока еще готовят свои отзывы: например, представитель Mail.Ru Group сообщил РБК, что «пока идет изучение материалов», а собеседник в РАЭК уточнил, что позиция ассоциации будет сформулирована только завтра, 11 июня. Другие участники экспертного совета решили не писать отзывы на законопроект, потому что он «не касается напрямую их бизнеса». Нейтральную позицию заняли, например, венчурный Фонд развития интернет-инициатив и интернет-магазин программного обеспечения Softkey.

Роскомнадзор принимать участие в заседании комитета не планирует. Какова позиция регулятора, его представитель Вадим Ампелонский рассказать отказался. Председатель профильного комитета Думы по информационной политике Леонид Левин в среду был недоступен для комментария. Близкий к администрации президента источник говорит, что серьезно смягчать не планируется, и есть задача принять его максимально оперативно. 

Дарья Луганская (РБК)

Advertology.Ru

11.06.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.05.2024 - 15:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация